Свесы односкатной крыши каркасного дома


Монтаж даже такой упрощенной конструкции как односкатная крыша требует тщательного соблюдения всех этапов строительства.
Когда основная часть работ завершается, можно начинать обустраивать свесы односкатной крыши, выполнять их подшивку.

Это необходимая процедура не только в декоративных целях, но и для защиты наружной части здания.

В этой статье разберем виды свесов односкатной крыши, особенности выбора материалов для подшивки и ключевые нюансы их монтажа.

Что это такое?


Свесом называют элемент кровли, который выступает за пределы стен здания. Среди строителей более популярно выражение «коробка».
Чтобы получить красивые и надежные свесы, стропила крыши принудительно удлиняют. Минимальное расстояние вывода стропил на пределы стен – от 50 см.

Назначение свесов односкатной крыши – защита наружной части стен дома, фундамента от осадков (снега, дождя). Дополнительной функцией свесов — декоративная, поскольку удлиненная кровля придает зданию эстетичный вид. Визуально меняется архитектурная выразительность конструкции.

Дом с широкими свесами – украшение просторного загородного участка, здание с узкими свесами будет актуально для небольшого частного сектора в черте города.

Видео-инструкция

  • Функции подбоя кровли
  • Техники подбоя
  • Каким материалом подбивают крышу
  • Некоторые нюансы выполнения подбоя

Кровля дома приобретет законченный вид, только после того, как крыша будет подшита. От этого зависит не только ее внешний вид, но и вентиляция чердачного пространства. Под подшитый карниз, к тому же не проникнут ни птицы, ни насекомые.

Функции подбоя кровли ↑

подбой карниза крыши своими руками

Подбой крыши – это вариант оформления карниза, которым закрывают незащищенную гидроизоляциейнижнюю поверхность свесов от проникновения влаги и продувания холодным воздухом. Данное мероприятие является обязательным и, как правило, его осуществляют в процессе устройства крыши.

Подбой выполняет следующие функции:

  • Защищает стропильный каркас от воздействия атмосферной влаги. Дело в том, что карнизные свесы формируются концами стропил, в то время, как их нижняя поверхность практически ничем от этого не защищена: ни гидроизоляцией, ни покрытием кровли. Иначе говоря, нет никаких преград для попадания в подкровельное пространство атмосферной влаги либо воды от интенсивно таящего на крыше снега.
  • Предотвращает загрязнение верхнего участка стен. Вода, стекающая по скату, как правило, бывает загрязнена, и именно подшивка свесов не дает брызгам от нее запачкать отделку стены и испортить внешний вид дома.
  • Птицы не имеют доступа под свес крыши и не могут там гнездиться, хотя это излюбленное место гнездования. Если бы он не был закрыт снизу, то попав туда, птицы могут повредить теплоизоляционный слой кровельного пирога или нарушить покой обитателей дома своим громким шумом.
  • Выполняет эстетическую функцию, так как за отделкой скрывается неприглядная «изнанка» стропильной конструкции.

На заметку

Аккуратный подбой крыши того же цвета, что и оттенок кровельного покрытия либо сочетающийся с цветом водостока восполняет внешний вид дома, придает ему законченность и цельность.

Техники подбоя ↑

При строительстве крыш практикуются два способа подбоя:

  • с устройством дополнительного каркаса, на который крепят отделку, скажем, софиты или сайдинг. Карниз в этом случае подшивают под прямым углом относительно плоскости стены, то есть параллельно земле, поэтому этот способ называется «параллельный». Чаще всего его используют при оформлении крыш с крутым уклоном. Для изготовления каркаса подшивки используют доски либо бруски. Один опорный брусок крепят к наружной стене в месте подхода стропильных ног, используя анкерные болты, а другой, соответственно, к концам стропильных ног вдоль кромки свеса. Между собой их соединяют поперечинами, после чего каркас обшивают выбранным отделочным материалом, к примеру, софитами, вагонкой либо сайдингом.
  • подшив непосредственно к концам стропил, то есть под углом в 45°. Этот вариант менее эстетичный, зато в этом варианте подшивки не нужен дополнительный каркас. Единственное условие – стропильные ноги должны заканчиваться в одной и той же плоскости. Такая техника больше подходит для отделки фронтонных свесов и карнизов крыш с низким уклоном (не более 30 °), имеющих небольшую длину ската. Вынос свеса при этом не должен превышать 0,4–0,5 м.

Подбой и свес в этом случае располагаются в одной плоскости. Диагональный способ, с одной стороны, более трудоемкий, поскольку проводить работы под свесом не совсем удобно, а с другой – более экономичный, так как расход отделочного материала по сравнению с параллельным меньше.

Рекомендуем

Особенность любого подбоя – выполнение работ на большой высоте. В связи с этим возникает необходимость в применении лесов или как их называют «конвертов», хорошо известных многим строителям. Хотя в одноэтажном частном строительстве вполне можно обойтись и обычной приставной лестницей.

Каким материалом подбивают крышу ↑

Современный строительный рынок предлагает массу материалов, которые обеспечат карнизам стильный вид и не будут при этом диссонировать с общим обликом дома. При выборе отделочного материала особое внимание следует обратить на его качество, так как подшив всегда будет подвержен капризам погоды.

Остановимся на самых популярных материалах для обшивки, подбой из которых можно выполнить своими руками.

подбой карниза крыши своими руками

  • Вагонка. Это традиционное решение для подшива крыши. Ассортимент вагонки, поступающей в продажу, довольно разнообразный: это и панели, имеющие натуральную окраску, и пропитанные морилкой, которая позволяет добиться визуального сходства с различными породами древесины.

Деревянные панели создают воздухопроницаемый барьер на пути проникновения атмосферной влаги в стропильный каркас. Монтаж этого экологически чистого материала достаточно прост. Однако этот способ имеет явный недостаток – подверженность древесины гниению под воздействием влаги.

Рекомендуем

Поэтому деревянная обшивка карнизов нуждается в постоянной обработке краской либо лаком, которые создают покрытие, устойчивое к атмосферным осадкам. Следует отметить также, что при подбое карниза из вагонки необходима установка вентиляционных решеток.

подбой карниза крыши своими руками

  • Профнастил. Профилированные листы устойчивы к коррозийным процессам и хорошо противостоят воздействию влаги. Они долговечны, устойчивы к ветровым нагрузкам, позволяют подшивать большие свесы. При желании подбой профнастилом можно выполнить в тон покрытия крыши или сделать контрастным. Тем не менее работать с профнастилом не очень удобно и сложно. Помимо этого, на местах среза остаются неровные края, которые смотрятся довольно неэстетично.

подбой карниза крыши своими руками

  • Сайдинг. Это – металлические или пластиковые панели. Подбой крыши, выполненный из сайдинга, смотрится аккуратно и эстетично, панели устанавливаются просто. Однако через них воздух в подкровельное пространство не проходит, нарушая естественную вентиляцию кровли.

Одним из бюджетных вариантов считается подшивка металлическим оцинкованным сайдингом. Стоит он недорого, его относительно легко монтировать, но материал этот недолговечен, поскольку склонен к коррозии. На металлических панелях быстро проявляются пятна ржавчины. Они особенно заметны на подбое крыши из сайдинга светлых оттенков.

подбой карниза крыши своими руками

  • Софиты. Это специальные панели из пластика либо металла внешне похожие на сайдинг. Однако в отличие от него, софиты шире и снабжены сквозной перфорацией, которая и обеспечивает хорошую вентиляцию подкровельного пространства. Пластик, из которого выполнены софиты, более плотный и устойчив к ультрафиолету.

Софиты бывают нескольких видов, которые отличаются степенью перфорирования. К примеру, перфорированные полностью или только по центру. Стоимость материала относительно высокая, хотя это вполне компенсируется высоким качеством.

Софиты поступают в продажу вместе с монтажными планками, которые значительно облегчают выполнение отделки. К деревянной основе их крепят с помощью саморезов.

Некоторые нюансы выполнения подбоя ↑

подбой карниза крыши своими руками

  • Карниз к подбою нужно подготовить. Подготовительные работы начинают после установки стропильного каркаса на этапе набивки обрешетки.
  • Ширина подбоя должна быть одинаковой по всему карнизу, поэтому концы стропил при необходимости отпиливают, расположив их параллельно плоскости стены.
  • На линию, сформированную после отпиливания, крепят первый элемент обрешетки и подбоя.
  • Подшивку рекомендуется выполнять после утепления стены, иначе увеличатся теплопотери, поскольку верхняя часть стены так и останется неутепленной. Особенно это важно при параллельном способе подбоя.

Важно правильно выбрать технику подшивки.

подбой карниза крыши своими руками

  • Если крыша имеет незначительный уклон целесообразнее подбивать карниз под тем же углом, что и скат. Отделку набивают непосредственно на стропила вдоль карниза. При этом их нижние концы должны лежать на одной прямой.
  • Чтобы выровнять подбивку, сначала нужно точно установить элементы отделки по краям, расположив их в одной плоскости. Затем начинают установку остальных элементов, следуя направлению шпагата, натянутого между крайними элементами.
  • Скаты крыши могут сопрягаться под углом, тогда планки подшивки крепят к угловой стропильной ноге с двух сторон.
  • При параллельном (горизонтальном) подбое для подшивки нужен каркас. Его собирают от конца стропильных ног к стенам.
  • В месте соприкосновения кровельных скатов кровли доску вместо установки ребром ставят плашмя. Таким образом получают не зависящую от стены жесткую конструкцию.
  • Крепление рекомендуется выполнять при помощи металлических пластин из металла.
  • Закрепить вагонку, профлист либо доску можно надежнее, если фиксировать их на два и более шурупа.
  • Подбой из деревянных деталей нуждается в защите от всевозможных атмосферных воздействий. С этой целью на них наносят защитные покрытия, покрыв их качественными антисептиками и лакокрасочными составами.
  • Обработку следует производить в сухую, неветряную погоду. Долговременной сохранности подшивки будет способствовать обустройство системы водостока.
  • Крыша должна «дышать», вот почему подбою необходимо обеспечить вентиляцию.

© 2021 stylekrov.ru

Любые застройщики частного дома стремятся сделать свое жилье не только качественным и надежным, но и красивым. После завершения основного строительства очень многие люди начинают заниматься внешней и внутренней отделкой. На этом этапе штукатурятся и красятся стены, устанавливаются какие-нибудь дополнительные элементы. Все это конечно хорошо, но мало кто задумается про подшивку свесов. При помощи довольно дешевых продуктов можно придать крыше здания очень презентабельный вид и благодаря этому здание будет смотреться завершенным. В данной статье я расскажу вам как сделать подбой крыши своими руками, а видео материал приложенный к ней, поможет разобраться в самых трудных вопросах.

Преимущества подшивки свесов, ключевые требования к их устройству

Как только завершается настил кровельного материала, торцы крыши остаются открытыми, видна часть стропил, другие элементы кровельного пирога.

Качественная подшивка скроет внутреннее наполнение крыши, сделает кровельную конструкцию цельной и аккуратной.

Кроме того, оформление коробки дает следующие преимущества:

  1. Надежная защита кровельной конструкции от сильных порывов ветра, проникновения внутрь влаги или осадков.
  2. В зимнее время – экономия на отоплении.
  3. В летний период – снижение затрат электроэнергии на кондиционирование помещений.
  4. При правильно подобранном наклоне, размере свесов – защита комнат дома от палящего солнца.
  5. Обеспечение надлежащей подкровельной вентиляции. Не нужно бояться, что внутри кровельного пирога образуется конденсат, начнет развиваться грибок или плесень.
  6. Срок службы элементов стропильной системы крыши увеличивается.

Среди основных требований, что предъявляются к устройству коробки, нужно выделить следующие:


  1. Обшивка свеса по внешнему виду не должна выбиваться из общей архитектуры здания.

  2. Тип коробки — материал для обшивки всегда выбирается в индивидуальном порядке с учетом климата конкретного региона.
  3. Важно учитывать возможную снеговую, ветровую нагрузку на подшивочный материал, чтобы он не начал деформироваться.
  4. Длина свесов в 50 см считается стандартом для кровли частного дома, но на усмотрение хозяев может меняться в сторону увеличения.

Необходимо заранее просчитать расход материала для обшивки, купить с небольшим запасом. Чтобы в случае нехватки не пришлось покупать материал другого качества или цветовой гаммы.

Подшивка свесов софитом – самый быстрый и долговечный способ

Софитами принято называть планки, изготавливаемые под подшивку свесов, поэтому работа с ними самая удобная. Их производят из различных материалов: металлические (медь, алюминий, сталь), ПВХ. Которые имеют широкую цветовую палитру и богатую фактуру, позволяя тем самым подбирать софиты под любое оформление дома.

Комплект софитов состоит из таких элементов:

  • Панели софитные.
  • Планки лобные (фаски).
  • Профили с пазами J-образной формы.
  • Конечные планки.

Многие производители занимаются выпуском софитов и их комплектующих, поэтому они могут отличаться по внешнему виду.
По характеристикам софитные панели бывают с одной прослойкой, двойной, тройной, перфорированные (карнизные) и сплошные (для фронтовых работ). Установить софиты сможет любой человек, имеющий минимальный опыт работы с деревом, крепежом и строительными инструментами. Нужно нарезать панели и установить их перпендикулярно стене дома.

Планки из ПВХ продаются по цене 600-700 рублей за метр квадратный. Остальные в несколько раз дешевле.

Таблица стоимости панелей для подшивки свесов

Сравнение цен на материалы подшивки крыши

Типы

Различают 2 основных типа:

  1. Фронтальный или фронтонный. Выступает гармоничным продолжением крыши за границами ската. Длина колеблется от 40 до 100 см (точный показатель зависит от расположения выпуска карниза). Допустимо увеличение в большую сторону. Назначение – защита фасада дома от осадков. Фронтальный тип редко оставляют открытым, практически всегда закрывают подшивкой. По устройству бывают оформленными заподлицо или с выступом.
  2. Боковой или карнизный. Чаще применяется при двускатном типе крыши. Проходит вдоль боковых стен дома. Длина колеблется 50-60 см. Оставить открытым или обшить – решают хозяева.

Согласно действующим нормам, свес крыши нужно оборудовать ограждением, что будет задерживать сход снежного покрова с крыши.

Технологический процесс подшивки

Способы подшивки карнизных и фронтонных свесов будут отличаться в зависимости от разновидности стропильной системы и предпочтения самих жильцов.

  • Диагональный подбой
    . Данный процесс протекает в районе окончания стропильных ног. Для подшивки свесов вам не потребуется никакой каркас. При этом способе можно использовать софиты, панели или вагонку. Суть подшивки очень проста. Вы берете материал, и крепите его непосредственно на стропильные ноги. Конечно, такой защитой вы вряд ли можете заблокировать доступ мелким грызунам и птицам, но улучшите внешний вид здания и защитите пиломатериалы от вредного воздействия влаги и пыли.
  • Параллельный подбой.
    Этот способ заключается в параллельном размещении обшивочного продукта и самой земли около здания. Чтобы разложить материал вдоль карнизного свеса необходимо соорудить короб, который собирается из брусков и досок. Одну часть такой конструкции крепят к наружной стене на анкерные болты, а другая сторона короба устраивается на стропильных ногах. После того как элемент будет установлен в нужном месте, можно приступать к устройству обшивочного продукта. Использовать можно практически все материалы, кроме профлиста.

Если вы не представляете, как это вообще выглядит, то предлагаю посмотреть, как выполнен подбой крыши на данных фото.

ВАЖНО: Большинство застройщиков предпочитает параллельный подбой. Благодаря использованию перфорированных полос софитов можно увеличить полезность естественной вентиляции. Это очень важно, если вы проживаете в местности с частыми осадками.

Осмотр вагонки перед покупкой

подбой карниза крыши своими руками

Про свойства древесины знают все, но как подобрать качественный материал?

  • При покупке в первую очередь обращайте на структуру древесины. На ней не должно быть никаких дефектов, трещин и сучков.
  • Влажность пиломатериалов очень важный критерий при покупке. Если вы приобретете продукцию влажностью более 40%, то в процессе высыхания она может начать коробиться и повредить конструкцию крыши.
  • От породы древесины зависит не мало. Более прочные виды прослужат вам гораздо дольше мягких. Такие материалы отличаются своей устойчивостью к гниению и гигроскопичности. Самым оптимальным вариантом для покупки является лиственница и хвойные породы.
  • Приобретайте толстую вагонку, шириной не менее 1,5 сантиметра.

Для защиты древесины от гниения и возгорания обработайте ее антисептиками и антипиренами.

Осмотр профлиста перед покупкой

Профилированный лист металла очень легко повредить при складировании. Поэтому при покупке очень важно обратить внимание на:

  • Поверхность. Продукт должен быть ровным, гладким, без дефектов в виде царапин и не иметь сколов.
  • Цвет. Осмотрите все листы приобретаемого материала на соответствие цвета. Некоторые недобросовестные продавцы могут подсунуть вам лист из другой партии.
  • Если профнастил устанавливается в качестве обшивочного продукта, то высота волны будет являться важным критерием. С помощью этой полостью в чердачное помещение будет поступать необходимое количество воздуха для осуществления вентиляции.
  • Толщина листа металла, должна составлять не более 0,8 миллиметров. Увеличение этого параметра будет иметь прямую зависимость с весом материала. Чем больше толщина, тем больше масса.

подбой карниза крыши своими руками

  • Профнастил создается из прокатной стали и его длина может достигать 12 метров. Но так как перевозить такие длинные листы нецелесообразно, то в свободной продаже оставили только материалы до 6 метров. Более длинные продукты вы можете приобрести непосредственно у производителя.

Если вы немного разбираетесь в профлистах, то обратите внимание на полимерную пленку. Если она вас не устраивает вы можете покрасить поверхность или заказать продукт с другим видом защиты.

Осмотр софитов перед покупкой

Как вы заметили, я пропустил сайдинг. Дело в том, что этот материал изготавливается из поливинилхлорида, а там осматривать собственно ничего и не требуется, разве что проверить целостность.

Софиты могут металлическими, пластмассовыми и деревянными. Наибольший интерес у всех застройщиков вызывает металл, поэтому рассмотрим именно его. Покупая материал на строительном рынке обратите внимание на:

  • Размер. Некоторые производители могут выпускать одинаковую продукцию, но по факту она будет разной.
  • Цвет. Если вы планируете создать однотонную кровлю, то осмотрите каждую полосу на соответствие с вашими предпочтениями.
  • Перфорация. Продукты с перфорацией стоят несколько дороже литых полос, но именно они и позволяют свежему воздуху выводить с чердачного пространства скопившийся конденсат.

Какой бы материал вы не приобретали, не гонитесь за ценой.

Подшивка свесов крыши выполняется тогда, когда все кровельные работы подошли к завершению.

Это последний штрих, который придает вашей крыше завершенный вид и защищает все стропильные элементы от внешнего воздействия.

Свес крыши – это нижняя часть крыши, которая выступает за уровень стен.

Они выполняют не только декоративную функцию, но также защищают стены и фундамент от разрушительной силы дождей.

Ширина их может составлять от 40 см до 1 м.

Совсем не обязательно делать подшивку свесов кровли, но подшитые свесы выглядят все-таки эстетичнее, да и пользу приносят немалую.

Делать это нужно после того, как закончены все кровельные работы, а стены дома утеплены и отделаны.

Перед подшивкой свеса кровли своими руками, все концы стропил обрезают по одной линии, параллельно стене дома, к которой примыкает свес.

Концы стропил должны быть отпилены вертикально. После отпиливания стропил, на них набивают доску обрешетки своими руками, по которой потом ориентируют всю подшивку.

Основные варианты

Кровельные свесы имеют существенные отличия в зависимости способа устройства.

Фронтальный вид свеса может быть выполнен:

  1. Заподлицо. За фронтальный предел стен стропила не выводятся. По краю стропил монтируется по горизонтали сливная доска – это защита торцов крыши от влаги, усиление фиксации элементов водосточной системы. Для деревянных домов средняя длина свеса – 50 см, для кирпичных, блочных домов – можно делать свес меньше.
    Принудительное удлинение стропил крыши можно сделать из обрезков бруса. Их саморезами, гвоздями (на выбор) крепят к торцам стропил. Минус свеса заподлицо – верхняя часть стен остается незащищенной от осадков и влаги.
  2. С выступом. Выполняется путем удлинения конька на расстояние до 1 м за пределы фасада дома. Удлинению подлежат стропила несущего каркаса. После чего крепится на торцевых сторонах конька и несущих брусьях обрешетки карнизная доска.

Нижняя часть фронтального свеса может быть подшитой или не подшитой. Подшитый свес смотрится более аккуратно.

Боковой (карнизный) тип свеса по устройству бывает:


  1. Открытый. За пределы стен дома выходят главные стропила кровли. Элементы водосточной системы фиксируются по бокам либо к верхней кромке стропил. Популярный вариант устройства для загородных коттеджей, домов.

  2. Закрытый (защитный). Карниз кровли полностью закрывает концы стропил, что выступают за фронтоны крыши. Встречаются варианты размещения паза изнутри, куда вставляют детали обшивки.

Если крыша оснащена чердаком, то при закрытом карнизном свесе обязательно предусматриваются вентиляционные отверстия для нормального воздухообмена в чердачном помещении.

Какой именно вариант устройства выбрать, нужно решать, исходя из размеров здания, прилегающей территории, чтобы свесы гармонично дополняли крышу, а не перегружали пространство.

Устройство подшивки и ее особенности, каркас для подшивки

Различают два типа подшивки свесов.

В первом варианте прошивку выполняют прямо по стропилам. Выбор данного варианта целесообразен при наличии не очень крутого уклона или когда необходимо увеличить высоту здания.

Для данного способа подшивки нужно, чтобы нижняя часть всех стропил располагалась в одной плоскости. При нахождении стропил в разных плоскостях выравнивание осуществляется при помощи дополнительных досок.

Они набиваются на стропила внахлест. После этого устанавливаются первая и последняя планки, между которыми натягивают нити, которые в дальнейшем служат уровнем.

подшивка свеса крыши

Затем монтируются все остальные планки необходимого материала. При двустороннем схождении кровельных скатов установка стропильных досок производится с обеих сторон. Обычно длина свесов составляет 600 мм.

Второй способ является более популярным. Все используемые стропила обрезают по горизонтали и вертикали. В нижней части стропил закрепляется доска, а к стене прикрепляется брус.

Располагается он на 1 см выше лобовой доски для того, чтобы обеспечить возможность схода влаги.

Когда ширина свеса больше 450 мм, появляется необходимость установления дополнительной доски по середине. При схождении скатов кровли в одном месте доска прибивается от угла дома до угла кровли.

В обоих случаях короб кровельного свеса устанавливается одним и тем же способом: вдоль стены по фронтону доска набивается на обрешетку, потом от нее отделяют расстояние, которое соответствует ширине свеса, после чего доска прибивается параллельно стене фронтона.

Оптимальные размеры

В зависимости от материала, назначения свесов их размеры могут варьироваться от 50 см до 1,5 м.

Для точного определения длины кровельного свеса нужно изучить действующие нормы СНиП II.II-26-76. В своде правил приведены размеры свесов с учетом сложности, технических характеристик кровельной конструкции. Указывается, какой вид свеса нужно выбрать в зависимости от назначения.

Для разных кровельных материалов рекомендуют следующие минимальные размеры свесов:

  • асбестоцементные листы (шифер) – от 50 мм;
  • керамическая черепица – от 70 мм;
  • профнастил, стальные листы – от 100 мм.

Оптимальный тип размеров коробки для односкатной крыши – надежная защита от осадков, придание зданию эстетичности.

Свес крыши: обработка кромки

Оба вида свесов имеют открытые элементы со стороны торцов. У фронтального свеса незащищенными являются торцы обрешетки, а у карнизного это торцовые части стропил. Чтобы надолго пролить жизнь всей конструкции эти части следует обработать. Карнизные свесы еще нуждаются в установке дополнительных дорожек водостока вдоль них. В предоставленном случае защита торцевой области и будет отделкой кромки. Защитный слой изготовляется в зависимости от используемого материала кровли. Обычно производители помещают в упаковку специальный набор для защиты кромки.

Перед установкой подшивки необходимо провести еще одно действие: все выпирающие стропила и кобылки следует вертикально обрезать (строго по одному контуру). При этом дистанция от стены должна быть одинаковой, это важно. После торцы стопил нужно соединить обвязочной деревянной панелью, на которой после прибивается лобовая доска. Чаще всего применяют металлическую доску. Металлическая, керамическая или битумная черепица, включают в комплект лобную доску. Если такой нет под руками, тогда можно изготовить ее самостоятельно из дерева. Только доску придется тщательно обработать водоотталкивающим составом, поскольку на нее будут устанавливать водосточные дорожки.

Обработка фронтального свеса фото

Процедура обработки фронтального свеса происходит следующим образом:

  • Вначале все торчащие доски обрешетки нужно обрезать. Важно, чтобы контур обреза был поперечным стене.
  • Следующим этапом будет монтаж торцевой панели. Доску из дерева или металла прибиваем к торцу бруса конька и выровненным кромкам обрешеточной конструкции.
  • В конце торцовую область доски следует накрыть материей для кровли. Длина листа кровли должна соответствовать длине карниза.

Какой материал для обшивки выбрать?

Для подшивки свесов чаще всего применяют пиломатериалы, стальные, алюминиевые панели, сайдинг, софиты. Разберем особенности каждого из них подробнее.

Дерево (доска)

Один из наиболее востребованных материалов, благодаря доступности сырья и низкой цене. Предпочтение отдается хвойным породам – сосна, ель, лиственница.

Не рекомендуется брать обрезную доску естественной влажности. При неравномерном высыхание сырье начнет деформироваться.

Стандартная толщина обшивки свесов деревом – 17 мм, верхний предел – 22 мм. Весь пиломатериал перед монтажом пропитывают антисептиком для наружных работ, чтобы повысить устойчивость материала к воздействию влаги.

Крепеж производится с двух сторон. Для продления срока службы обшивки свеса защитную обработку материала периодически повторяют.

Сталь

Используются именно оцинкованные листы, которые имеют защитный слой от коррозии. Оптимальная толщина листа – 0,6-0,8 мм. Можно брать перфорированные листы с высотой волны до 20 мм.

Если листы придется разрезать для подгонки подходящих размеров, то
края кромки обязательно нужно пройти антикоррозийной грунтовкой либо краской. В противном случае, повышается риск образования ржавчины в местах разрезов.

Алюминий

Брать нужно листы толщиной 6 мм, шириной от 10 до 30 см. Алюминиевые элементы фиксируются защелками. Монтаж упрощается, благодаря легкому весу материала.

Виниловые софиты

Виниловыми софитами принято называть потолочный сайдинг. Получили широкую популярность у строителей, благодаря ряду плюсов:

  • низкая цена;
  • отличная прочность;
  • легкие по весу, поэтому не нагружают стропильную систему;
  • длительный срок службы;
  • устойчивость к влаге, огню (не горят);
  • удобство и простота монтажа;
  • относительно гибкие и могут принять любую форму.

По конструкции бывают:

  • двойные, тройные;
  • сплошные;
  • перфорированные.

Большинство типов виниловых софитов уже оснащено вентиляционными отверстиями.

Материалы

Раньше, когда ассортимент строительных магазинов не отличался таким разнообразием, для подшивки карнизных и фронтонных свесов использовались обрезки, оставшиеся от кровельных работ. Подбой для крыши из обрезок досок выглядел не слишком эстетичным, кроме того он не служил долго. Сейчас мастера для подшивки чаще всего используют:

  • Вагонку. Традиционным вариантом для обшивки карнизных свесов является вагонка из разных пород древесины. Сосновые пиломатериалы легко монтируются, создавая воздухопроницаемый барьер, который не пропускает атмосферную влагу внутрь стропильного каркаса. Недостатком этого способа подбоя является то, что древесина подвержена гниению из-за воздействия влаги.

    подбой карниза крыши своими руками

    Подшивка вагонкой

  • Профнастил. Подшить карниз крыши можно с помощью остатков профнастила. Этот материал хорошо защищает от воздействия влаги, он устойчив к коррозии. Однако, работать с этим материалом достаточно сложно и неудобно. Кроме того, кривые края, остающиеся после среза, выглядят неэстетично.

    подбой карниза крыши своими руками

    Подбой из профнастила

  • Сайдинг. Подбой для крыши можно с помощью сайдинга. Этим термином обозначают панели из металла или пластика. Обшивка с помощью сайдинга выглядит аккуратно, эстетично, монтаж производится просто. Недостатком этого способа является то, что этот материал не пропускает воздух, из-за чего в подкровельном пространстве не происходит циркуляция воздуха и загнивание древесины.

    подбой карниза крыши своими руками

    Подшивка сайдингом

  • Софиты. Софитами называют специальные перфорированные панели, используемые в качестве подбоя карнизных и фронтонных свесов. Они также как сайдинг изготавливаются из металла или пластика. Благодаря сквозной перфорации софиты обеспечивают хорошее вентилирование подкровельного пространства.

    подбой карниза крыши своими руками

    Подбой карниза софитами

Важно! Производится несколько видов софитов, которые отличаются по степени перфорирования. Полностью перфорированные модели используются для подшивки нижней поверхности свесов, на них отверстия находятся по всей поверхности. Также можно использовать софиты с центральной перфорацией, у которых только центральная секция с отверстиями.

Виды профилей

Для крепежа софитов из различных материалов используют несколько типов профилей. Среди них:

  • J-профиль (стартовая планка) фиксируется к бруску, что на потолке;
  • J-фаска – широкая панель, которой подшивают торец свеса;
  • H- профиль (соединительная планка) скрывает места стыков;
  • внутренний, внешний углы;
  • L-планка – закрывает широкий свес со стороны торца, обрешетку.

Количество, виды профилей определяются размерами, устройством крыши.

Материалы для подшивки свесов

Совсем недавно для этого процесса использовались отходы строительных материалов, которые оставались после основной работы. Такие продукты не отличались своей эстетикой и служили очень мало. На сегодняшний день существует даже некоторый выбор продуктов, которыми можно провести подшивку карниза.

  • Вагонка
    . Это один из традиционных продуктов, предназначенный для обшивки любых поверхностей. Несмотря на все свои положительные качества, вагонка не является популярным материалом. Дело в том, что она создается из древесины, а как вы знаете ее срок эксплуатации сильно ограничен. Кроме этого, такая поверхность будет требовательна к обслуживанию. При размещении пиломатериалов в зоне свеса, под воздействием влаги он начнет быстро гнить, а здесь уже нет никакой эстетики. Конечно, продлить срок жизни древесины можно при помощи специальных растворов, но это дополнительные траты на которые большинство застройщиков не способны.

    подбой карниза крыши своими руками

  • Профилированный лист металла
    . Этот материал является универсалом в строительном деле. Его можно использовать в качестве основания для кровли, для устройства забора, опалубки, обшивочного материала и много чего еще. Целесообразнее всего обшивать карнизные свесы данным продуктом, если основная кровля выполнялась из него же. Сильными сторонами профнастила можно однозначно назвать: устойчивость к повышенной влажности и коррозии. Многие производители покрывают профлист полимерной защитой, которая очень тонкая и малейшее механическое повреждение может снять этот слой. Учтите этот нюанс и будьте внимательны при монтаже. Несмотря на все его плюсы работать с этим материалом крайне неудобно.
  • Сайдинг
    . Несколько десятилетий назад этот материал славился своими положительными свойствами и крайней дешевизной. Что касается сегодняшнего дня, то в продаже имеются более качественные обшивочные продукты, тем не менее сайдинг все еще держится на плаву. Обшивочный материал представляет собой панели из пластика и металла. К недостаткам можно отнести непропускание воздуха, что очень сильно отражается на естественной вентиляции.
  • Софиты
    . Этот материал появился относительно не давно и предназначался исключительно для подшивки свесов, но с течением времени его область применения расширилась и он по сегодняшний день вытесняет предыдущий продукт с рынка. В строительных магазинах вы можете встретить софиты трех видов, а именно: литой, частично перфорированный и перфорированный. Большинство застройщиков совмещают некоторые виды и за счет этого, внешний вид кровли становится более привлекательным. Укладка софитов не труднее монтажа сайдинга. Материл очень устойчив к влаге, пыли и другим агрессивным средам внешнего мира.

подбой карниза крыши своими руками

ВАЖНО: Если вы планируете обшивать карнизные свесы, но никак не можете определиться с материалом, советую приобрести софиты. Они легкие, просто монтируются и не требовательны в обслуживании. Для очистки такой поверхности вам достаточно использовать тряпку и воду с некоторым количеством моющего средства.

Как сделать карниз: технология монтажа подшивки

Порядок крепежа подшивки коробки в зависимости от выбранного материала имеет отличия.

Перфорированной виниловой

Все детали подшивки крепят к обрешетке из дерева. Порядок работ следующий:


  1. J-профиль нужно выставить поперек коробки крыши. Отметить нужный размер.

  2. Отрезать подходящий кусок профиля болгаркой.
  3. Закрепить отрезанный J-профиль к деревянной обрешетке саморезами.
  4. Закрепить остальные профили.
  5. Померять шаг между профилями. Согласно этой величины, нарезать софитные планки.
  6. Выполняется монтаж софитных планок. Каждую планку сначала заводят в свес при стене, затем в карнизный свес. Фиксация саморезами.
  7. Для обшивки лобового участка карниза применяется J-фаска.

Углы закрываются планками встык.

Сплошной металлической

Порядок работ по фиксации сплошной металлической подшивки такой:

  1. Вдоль стены фиксируется J-профиль.
  2. Уровнем на стене отмечаются точки, параллельные нижней части карниза. По ним проводится фиксация принимающих профилей.
  3. Вычисляется расстояние от желобов до профилей и еще минус 6 мм (зазор на расширение, сжатие материала).
  4. В J-фаске делаются несколько заусенец для удобства заведения под финишную планку.
  5. Одна часть металлической подшивки идет в паз, другая прикручивается ко второй по счету планке.
  6. Каждая панель фиксируется посередине отверстия.
  7. J-фаской прикрывается лобовая доска.
  8. Листы должны проходить между фаской и профилем.

Для металлической подшивки ширина каждого листа быть такой же, как и расстояние от J-фаски до J-профиля и минус компенсационные 6 мм.

Деревянной

Порядок работ следующий:


  1. Короткие доски кладут под прямым углом к стене.

  2. Фиксацию досок проводить по краям.
  3. Длинные доски будут проходить вдоль карнизной части, короткие доски – поперек карниза.
  4. Доски должны идти параллельно стенке. Крепеж выполняется с шагом 1 м. Важно оставить между досками зазор для вентиляции 1-2 см.

Все деревянные элементы необходимо периодически обрабатывать антисептиком.

Финишная отделка

Проводится с целью приданию кровли завершенности и аккуратности. Планка требуемой ширины вырезается, отгибается край. Она послужит финишной планкой. Она должна быть больше по размеру, чем J-фаска. Крепится через два J-профиля либо внешний угол.

Методы подшивки

Подбой свесов можно выполнять разными способами в зависимости от вида кровли, выбранного для зашивки отделочного материала и вкусовых предпочтений домовладельцев. Технологию подшивки выбирают в соответствии с углом наклона скатов. Различают следующие виды подбоя:

  1. Диагональный подбой. Диагональный метод подшивки карнизов заключается в подбое нижней поверхности стропильных ног софитами, панелями или вагонкой без каркаса. Эта технология подразумевает фиксацию подшивного материала прямо к стропилам, поэтому подбой располагается в одной плоскости со свесом. Диагональная подшивка обычно выполняется на фронтонных свесах и карнизах низкоуклонных крыш с небольшой длиной ската. Эта технология считается более трудоемкой из-за того, что работать под свесом неудобно и долго. Однако, диагональный способ более экономичен с точки зрения расхода отделочного материала.
  2. Параллельный. При параллельной технологии подбоя крыши подшивной располагается как бы параллельно земле. Для его фиксации собирают специальный короб из брусков. Каркас подшивки изготавливают из досок, одну из них крепят на наружную стену с помощью анкерных болтов, а вторую вдоль края свеса на концах стропильных ног. Эти две опорные балки соединяют между собой поперечинами, а затем обшивают софитами, вагонкой или сайдингом. Диагональный способ подшивки обходится дороже, чем диагональный. Он в основном используется для оформления карнизов крыши, особенно если она крутоуклонная.

Учтите, что выбор способа подшивки карнизов зависит не только от конструкции крыши, но и от выбора подшивного материала. Удобнее всего выполнять подбой с помощью специальных панелей – софитов. Софиты визуально напоминают сайдинг, но имеют большую ширину панели и сквозную перфорацию.

подбой карниза крыши своими руками

Методы подшивки

подбой карниза крыши своими руками

Технология горизонтального подбоя

Материалы для подшивки свесов

Сегодня для подшивки карнизных свесов применяют самые разные материалы.

При выборе материала следует обращать внимание на его защитные свойства – он должен утеплять, уберегать от осадков, а также обеспечивать проветривание кровли.

Кроме этого, хорошо, если на протяжении долгих лет материал будет радовать вас своим внешним видом.

До того, как на рынке стройматериалов появился металлический и виниловый сайдинг, свесы обрабатывались в основном доской и вагонкой из дерева.

В отличие от обработки свесов сайдингом, обработка деревянными строительными материалами имеет много недостатков.

Древесина быстро теряет свою красоту, подвержена гниению, поэтому требует постоянного ухода.

подбой карниза крыши своими руками

Если вы решили обработать свесы сайдингом, то вам не придется постоянно подкрашивать их и вообще следить за ними.

Если вы решили воспользоваться сайдингом, то следует знать, отделка виниловым сайдингом на свесах смотрится не очень красиво.

К тому же под виниловым сайдингом будет собираться конденсат, поскольку этот материал не имеет вентиляционных отверстий.

Если вы хотите обработать свесы металлическим сайдингом, то конденсат со временем разъест саморезы, а весь материал покроется неприглядными рыжими пятнами.

Какие же материалы можно использовать для подшивки свесов своими руками?

Профнастил очень часто используют для таких целей. Это материал из оцинкованной стали, покрытый сверху полимерным покрытием.

подбой карниза крыши своими руками

Это покрытие не только дополнительно защищает оцинковку от внешнего воздействия, но также позволяет сделать профнастил любого цвета.

Оцинкованная сталь, в свою очередь, обеспечивает прочность и жесткость материала, стойкость к механическому и термическому воздействию.

Для проветривания крыши профнастил укладывают с зазором. Панели профнастила часто изготавливают нужной ширины, поэтому укладывание материала довольно экономично.

Часто для подшивки свесов используют вагонку из дерева. Выбирать вагонку следует очень тщательно, покупая только самую качественную.

Вагонка должна быть не очень тонкой. Убедитесь, что древесина полностью просохла. Лучше всего выбрать материал, который хранится как минимум месяц на воздухе.

Обработанная доска также подходит для подшивочных работ.

На видео ниже показано, как можно выполнить подшивку свесов крыши своими руками.

Видео:

Доску толщиной 1,5 – 2 см следует прибивать с зазором 1 – 1.5 см. преимуществом такого материала можно считать равномерную вентиляцию чердачного помещения.

Очень дешевым материалом для таких целей считается вагонка ПВХ. Для работы выбирайте влагостойкую вагонку, а также не забудьте приобрести пластиковые уголки для удобства монтажа.

Чаще всего свесы сейчас подшивают софитом – пластиковой панелью, которая сделана специально для этих целей.

Это один из самых распространенных материалов для такого вида работ.

Он имеет много общего с сайдингом. Однако софит, по сравнению с сайдингом, имеет более плотный пластик и специальную перфорацию, которая обеспечивает вентиляцию.

Материал, из которого сделан софит, очень устойчив к солнечному свету, поэтому не выгорает. Софит нарезают и крепят перпендикулярно стене.

подбой карниза крыши своими руками

В комплект с софитом входят также монтажные планки, которые облегчают монтаж своими руками. Крепить такие планки можно на саморезы к деревянной основе.

Крепить планки своими руками нужно только по четкой разметке, иначе вид у конструкции будет не аккуратный.

Нарезать софит нужно с запасом в 6 мм, который компенсирует изменение размеров материала под действием температур.

Заготовки укладываются в пазы и закрепляются саморезами.

Виды свесов

Выделяют следующие варианты свесов – карнизные и фронтонные.

Карнизные располагаются под скатной крышей, а фронтонный находится сбоку ската.

подбой карниза крыши своими руками

Карнизный находится под нижней частью уклона крыши. Именно через него осуществляется вентиляция чердака.

Если ваш дом имеет не чердачную, а мансардную крышу, то вентиляция внутри происходит через кровельный пирог.

Если свес полностью забить досками, то в таком случае — вентиляция чердака не будет происходить.

Но если их не подбивать, то под крышу дома будут залезать птицы и грызуны, а стропила будут со временем портиться из-за влажного воздуха.

Вентиляцию чердака своими руками можно сделать несколькими способами.

Проще всего сделать зазор между стеной дома и подшивкой свесов кровли. Если вы подшиваете профнастилом, то зазор должен быть от 0,6 до 1,2 см, а для подшивки сайдингом или вагонкой 1 – 1,5 см.

подбой карниза крыши своими руками

Для вагонки, металлических листов и плит используют обычно специальные вентиляционные решетки.

Если свес обшит досками, то между ними делают зазор 1 – 1,5 см.

Фронтонный находится под боковой частью ската, которая располагается под наклоном.

В месте фронтонных свесов вентиляция не нужна, но важно позаботиться о защите от влаги, ветра и другой непогоды.

Если свес не будет закрыт, то порывистый ветер во время дождя может намочить доски и края утеплителя, после чего в этих местах не будет хорошо сохраняться тепло.

Как сделать подбой крыши – способы отделки карниза кровли

Построить качественную и долговечную крышу – довольно сложно, поскольку этот процесс требует соблюдения многих строительных норм. В частности, необходимо, чтобы кровля не только защищала от холода и осадков, но и обеспечивала вентилирование чердачных помещений. При этом каждый хозяин стремится сделать свой дом красивым, а чтобы крыша приобрела законченный вид, все карнизы необходимо подшить, обеспечивая тем самым защиту от ветра и влаги. В данной статье речь пойдет о том, как сделать подбой крыши, и какие материалы при этом можно применять.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: